
"Из
всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий
удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание"
Ч. Диккенс
Книгопечатание, т.е. размножение текстов
и иллюстраций путем прижимания бумаги или другого материала
к покрытой краской печатной форме, пришло на смену медленному
и трудоемкому процессу переписывания книг от руки.
Печатание книг впервые распространилось в Китае
и Корее. В связи с развитием культуры Древнего Китая,
с ростом городов, развитием в них ремесла, торговли, литературы,
искусства книжное дело достигло здесь значительного развития.
В IX в. н.э. в Китае началось
печатание с печатных досок. Подлежащие размножению тексты или иллюстрации
рисовались на деревянных досках, а затем режущим инструментом
углублялись места, не подлежавшие напечатанию. Рельефное изображение
на доске покрывали краской, после чего к доске прижимался лист
бумаги, на котором получался оттиск - гравюра.
В Китае был изобретен и способ изготовления
печатных форм из го
товых рельефных элементов, т. е. набор
подвижными литерами. Согласно сведениям китайского автора Шэнь-Го, жившего
в XI в., это изобретение было сделано кузнецом Би-Шэном (Пи-Шэн),
который изготовлял буквы или рисунки из глины и обжигал
их. Этими глиняными подвижными литерами и набирался печатный текст.

Печатание с наборных литер из Китая было
перенесено в Корею, где оно подверглось дальнейшему совершенствованию.
В XIII в. вместо глиняных литеров были введены литеры, отливавшиеся
из бронзы. До наших дней сохранились книги, напечатанные при помощи
бронзовых литер в Корее в XV в. Печатание с наборных
литер применялось также в Японии и Средней Азии.
В Западной Европе книгопечатание возникло в конце
XIV - начале XV в. В этот период закладывались основы
мировой торговли, перехода от ремесла к мануфактуре и старый,
рукописный способ размножения книг уже не мог удовлетворить растущих
потребностей. Он заменяется книгопечатанием. Вначале в Европе
появился способ печатания с досок, на которых вырисовывались
изображения и текст. Таким способом был напечатан ряд книг, игральные
карты, календари и т. д. В середине XV в. печатание с досок
становится недостаточным для удовлетворения потребностей общества
и экономически невыгодным и на его смену приходит книгопечатание
с подвижных литер.


Для печатания были созданы ручные печатные станки.
Печатный станок представлял собой ручной пресс, где соединялись две
горизонтальные плоскости: на одной плоскости устанавливался наборный
шрифт, к другой прижималась бумага. Предварительно матрица покрывалась
смесью сажи и льняного масла. Такой станок давал не больше
100 отпечатков в час. Книгопечатание подвижными литерами быстро
распространилось в Европе, хотя Гутенберг и предприниматель Фуст,
который обеспечивал ему финансовую помощь, пытались сохранить в тайне
сделанное изобретение.

В Чехии первая печатная книга
«Троянская хроника» вышла в 1468
г. В Польше
в конце XV в. в типографии Фиоля в Кракове было напечатано пять книг на
славянском языке. В Праге в 1517
г. приступил к печатанию Библии на белорусском языке
знаменитый Георгий-Франциск Скорина.
Печатание книг на старославянском языке началось
в конце XV в. В Московском государстве книгопечатание возникло
в середине XVI в. Многие ученые считают,
что появление и распространение книгопечатания было связано со значительным
расширением территории русского государства в это время, в лучшие годы царствования Ивана Грозного. На новых землях также строились новые храмы и монастыри,
для которых требовалось много богослужебных книг. Переписчики уже не могли
обеспечить необходимого их количества. Тогда правительство стало организовывать
книгопечатные мастерские.


Кроме того, Иван Грозный
считался одним из лучших ораторов и писателей. Современники называли его «словесной мудрости ритором». Слыл он и начитаннейшим москвичом,
интересовавшимся многими книгами, имевшими хождение не только в русском
читающем обществе. Неполный список книг, составлявших библиотеку Ивана
Грозного, насчитывал более 800 греческих, латинских и древневосточных томов. По
разным сведениям эта библиотека являлась одной из самых обширных частных
собраний Европы того времени. Антокольский — выдающийся скульптор в русском
искусстве, при своем скульптурном замысле царя акцентировал внимание на одной детали - книге, лежащей на колене. Она не менее
важна, чем фигура самого царя. Искусство, литературу, историю мира, весь опыт
поколений впитывал царь с юных лет. Во многом именно книги сложили его
характер. Не случайно история ждала именно такого владыки, чтобы начать рассказ
о первом печатном дворе.
Первой
типографией была так называемая Анонимная типография, возникшая в 1550-х
годах. В ее изданиях не было указано кто, когда и где
их печатал, поэтому они стали называться «анонимными». (Некоторые ученые
предполагают, что типография могла находиться в Московском Кремле, Сергиевом
Посаде или в Александровой слободе - в то время там располагалась резиденция
царя Ивана Грозного.) Типография выпустила в свет 6-7 изданий, некоторые
из которых сохранились до наших дней, и прекратила свою деятельность.

Выбор пал на Ивана Федорова неслучайно. О

По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении просвещенного митрополита Макария. Он получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Московском Кремле и вскоре принимал участие в работе по «исправлению» церковных книг.
Когда царь Иван Грозный поручил Федорову заняться книгопечатанием, он продолжил свое образование и стал углубленно изучать грамматику. В своей деятельности он прибегал к вековому европейскому опыту. Ивана Федорова можно смело назвать первым создателем русского печатного шрифта, он был также первым наборщиком и первым корректором. Он рисовал и гравировал...

Первой русской датированной печатной
книгой стал «Апостол» (богослужебная книга, включающая в себя часть
Нового Завета - Деяния Апостолов и их Послания). Текст «Апостола» был
отредактирован и подготовлен к печати при личном участии митрополита Макария.
Работа над книгой была закончена 1 марта 1564 г.
Целый год ушел на подготовку и печать
шедевра русского полиграфического искусства. Уже первое издание Федорова и его
помощника доказывает, что они хорошо изучили как лучшие
образцы искусства
переписчиков и оформителей рукописных книг, так и технику европейского
книгопечатания. Их типография была технически хорошо оснащенным предприятием.
Уже в этом издании Федоров выступает как опытный искусный наборщик, автор
послесловий, редактор, возможно и художник. В издании практически нет опечаток.
В послесловии к книге указаны имена издателей: Ивана Федорова и Петра
Мстиславца. Из этого послесловия мы узнаем также историю создания книгопечатания в
Московской Руси. По всей вероятности, послесловие написано самим Федоровым.
Тираж издания составил 2000 экземпляров (сохранилось около 60). В книге 267 листов. Она напечатана на плотной голландской бумаге хорошего качества. Блоки текста на странице имеют 25 строк, все строки выровнены по п
равому краю. Что удивительно,
такие блоки (21 х 14 см)
почти совпадают с размером современной страницы А-4. Иван Федоров долго бился
над шрифтом (рисунком, размером, изображением печатных букв). Ему хотелось,
чтобы печатные буквы были такие же красивые и стройные, как рукописные. На
основе полуустава, известного нам по рукописным книгам, он создал изящный и в
то же время удобный для чтения шрифт.

Тираж издания составил 2000 экземпляров (сохранилось около 60). В книге 267 листов. Она напечатана на плотной голландской бумаге хорошего качества. Блоки текста на странице имеют 25 строк, все строки выровнены по п

Книга печаталась двумя красками: красной и
черной. Крупные разделы начинаются роскошными заставками, мелкие части оформлены
более простым растительным орнаментом. Однако в знаменитом федоровском орнаменте заставок
из виноградных листьев и шишек, разработанном на основе растительных орнаментов
рукописной книги, использован только черный цвет. Сплетающиеся листья, создавая
ощущение объема, выглядят не менее нарядными, чем многоцветные. Талантливый
типограф тонко чувствовал красоту и изящество черно-белого изображения.
Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, мастер
закрепил в книжной графике так называемый старопечатный стиль.
Разнообразна и необычна иллюстративная часть книги. Перед текстом помещена гравюра с изображением апостола Луки. Его фигура вставлена в художественно оформленную рамку. Первопечатники стремились создать эталон книгопечатания. В действительности, многие последующие издания взяли первопечатный «Апостол» за образец.
Разнообразна и необычна иллюстративная часть книги. Перед текстом помещена гравюра с изображением апостола Луки. Его фигура вставлена в художественно оформленную рамку. Первопечатники стремились создать эталон книгопечатания. В действительности, многие последующие издания взяли первопечатный «Апостол» за образец.
Вторая книга московской
типографии - «Часовник» (сейчас ее по-другому н
азывают еще «Часословом» - сборник повседневных молитв). Она была выпущена двумя изданиями
в 1565 году. «Часовники» употреблялись не только во время церковных служб, но и
выполняли роль учебников, используясь для обучения грамоте. Это была книга
небольшого формата, ее можно было положить в карман и носить с собой. В
послесловии к этому изданию на 172 ненумерованных листах указано, что оно
напечатано в той же типографии, что и «Апостол». И шрифт тот же, что в
«Апостоле», но заставки резаны заново и подражают венецианским книжным
украшениям.
«Часовник» Федорова принадлежит к величайшим книжным редкостям. До нашего времени сохранился единственный экземпляр первого издания «Часовника». Он хранится в Бельгийской Королевской библиотеке в Брюсселе.
Так в истории русской книжности началась новая эпоха - эпоха книгопечатания, значение которого трудно переоценить. Имя первопечатника Ивана Федорова знает сегодня каждый, уважающий себя россиянин, каждый школьник, едва знакомый с книгой, потому как переход от рукописной книги к печатной - важный этап в становлении и самоутверждении народа. Человек, создавший для нас первую азбуку, достоин бессмертия.

«Часовник» Федорова принадлежит к величайшим книжным редкостям. До нашего времени сохранился единственный экземпляр первого издания «Часовника». Он хранится в Бельгийской Королевской библиотеке в Брюсселе.
Так в истории русской книжности началась новая эпоха - эпоха книгопечатания, значение которого трудно переоценить. Имя первопечатника Ивана Федорова знает сегодня каждый, уважающий себя россиянин, каждый школьник, едва знакомый с книгой, потому как переход от рукописной книги к печатной - важный этап в становлении и самоутверждении народа. Человек, создавший для нас первую азбуку, достоин бессмертия.

Скульптура
изображает московского первопечатника. В правой руке Федоров держит типографский лист,
левой рукой поддерживает печатную доску. Во всём его облике благородство и
скромность. На постаменте — дата выпуска первой печатной книги: 19 апреля 1563
года и знак «И.Ф.» на бронзовом диске — своего рода экслибрис, которым первопечатник
помечал свои издания. На обратной стороне пьедестала выбиты слова Ивана
Федорова из послесловия к изданной им книге: «Первее нача печатати на Москве
святые книги» и девиз: «Ради братии моих и ближних моих».
1 2 3
Назад в меню "О Книге и Библиотеке"